Танаш Битебаев: Для борьбы с вирусом нужна любая помощь и армия не может оставаться в стороне РХБ защита — CBRN Centre Kazakhstan

Танаш Битебаев: Для борьбы с вирусом нужна любая помощь и армия не может оставаться в стороне

Танаш Битебаев: Для борьбы с вирусом нужна любая помощь и армия не может оставаться в стороне
17.04.2020
2 200

Все новое – хорошо забытое старое: войска радиационной, химической и биологической защиты ВС РК.

 

Сегодня у нас в гостях полковник запаса Танаш Битебаев – человек, который практически всю свою жизнь посвятил службе в войсках радиационной, химической и биологической защитыкоторые сейчас, в период режима ЧП, привлечены для дезинфекции зданий, объектов и дорог города. Для чего на самом деле предназначены такие подразделения, в каком состоянии они находятся, какие трудности испытывают, какова их перспектива — об этом и другом читайте в интервью Битебаева, сообщает zakon.kz.

Танаш Битебаев с отличием окончил Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты им. Н.И. Подвойского. С 1988 по 2014 год прошел должности от командира взвода до начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБ защиты), затем был начальником Главного управления специальных войск ВС РК.

— Танаш Омарканович, как человека с опытом, хотели бы спросить вас: вот на улицах городов мы видим, как специалисты биологической защиты – военнослужащие Войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных Сил Казахстана привлечены для дезинфекции зданий, объектов и дорог города. Для чего на самом деле предназначены такие подразделения?

– То, что сейчас привлекают подразделения РХБЗ ВС РК это вынужденная мера и они, конечно, сделают все необходимое для выполнения задач по дезинфекции социально значимых объектов. Мы все понимаем, что сейчас для борьбы с вирусом необходима любая помощь и армия не может оставаться в стороне.

При этом отмечу, что подразделения РХБЗ – это специальные войска Вооруженных Сил, предназначенные для проведения комплекса мероприятий, направленных на снижение потерь войск и обеспечение выполнения задач в боевой обстановке в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, а также на повышение 
их живучести и защиты от высокоточного и других видов оружия.

– Не могли бы вы сказать, каковы конкретные задачи этих подразделений, чем они занимаются в мирное и военное время?

– По сути, спектр выполняемых ими задач довольно-таки обширный, одним словом, это защита войск от оружия массового поражения (ОМП) во время боевых действий.

А обработка, дезинфекция гражданских объектов – это задача санитарно-эпидемиологических служб, КЧС МВД РК и подразделений территориальной обороны. Насколько мне известно, подразделения РХБЗ в системе КЧС МВД РК обладают ограниченными возможностями.

Несмотря на специфичность способов и приемов выполнения мероприятий РХБЗ, подразделения ВС РК постоянно привлекаются для выполнения обеспечения РХБ безопасности. Например, учения Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в 2015 году, Азиатские игры и ЭКСПО в 2017-м, обеспечение РХБ безопасности крупных международных мероприятий.

– Как вы считаете, сколько потребуется времени военным специалистам РХБ защиты, например, обработать полностью город Нур-Султан?

– На этот вопрос сложно ответить сразу, так как для этого требуются специальные расчеты, но как человек, имеющий непосредственное отношение к этому, скажу откровенно, что структура и численность подразделений войск РХБЗ не соответствует выполнению задач по дезинфекции объектов и территории города, и можно сказать, они сейчас занимаются сверх своих обязанностей.

Кроме того, хочу отметить, что подразделения РХБЗ, которые выполняют свои задачи в других городах Казахстана, экипированы в общевойсковые защитные комплекты ОЗК и используют комплекты специальной обработки техники (ИДК-1) советской эпохи. Если в городах Нур-Султане и Алматы используются новые машины АРС-14KZ отечественного производства (АО «Уральскагрореммаш», г. Уральск), то в других городах привлекают устаревшую технику 80-х годов. И эта плачевная ситуация с войсками РХБЗ складывалась на протяжении 30 лет.

По моему мнению, номенклатуру и нормы РХБЗ надо постоянно пересматривать и пополнять, например, использовать носимые комплекты дегазации, переносные генераторы аэрозолей и т.д.

Но, несмотря на текущее положение дел в войсках РХБ защиты, как сказали мне коллеги, они еще с января начали готовить всю необходимую технику и средства к возможному применению, проводить тренировки военнослужащих, приобретать и готовить защитные костюмы, то есть сработали на опережение.

– Не кажется ли вам, что эти подразделения остались в тени и забыты, наше общество практически о них ничего не знает и в каком они сейчас состоянии?

– Да, так и есть и дело в том, что эти подразделения из-за «неактуальности» были незаслуженно забыты, а сегодняшняя пандемия коронавируса оголила все проблемы, как и в других сферах. Ввиду всеобщего химического разоружения, подписания конвенций о запрещении химического и биологического оружия, запрета на ядерные испытания войска РХБ защиты стали менее востребованы.

С первых лет независимости роль подразделений РХБЗ недооценена и пришла в упадок, а техника давно устарела. У них, можно сказать, сейчас почти ничего нет, используют то, что смогли сохранить и восстановить. К тому же, в этих подразделениях практически не осталось специалистов по биологической и химической защите, имеется малое количество специалистов по радиационной защите. Насколько мне известно, в других силовых структурах подразделения РХБ защиты в таком же состоянии или вовсе отсутствуют.

Вместе с тем, хочу поставить в известность, что полк химической защиты из Казахстана одним из первых был направлен в 1986 году на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В новейшей истории Казахстана войска РХБ защиты привлекались для борьбы с саранчей, тушили лесные пожары в Акмолинской области, проводили утилизацию компонентов ракетного топлива и привлекались для выполнения других специальных задач РХБ защиты, представляющих определенные риски и угрозы. Многие офицеры и сержанты за образцовое выполнение задач награждены государственными наградами. К сожалению, специфика воинской службы такова, что она не всегда подлежит огласке.

– Каким, по вашему мнению, должны быть современные подразделения РХБЗ?

– Насколько мне известно, с учетом сложившейся ситуации руководство Министерства обороны намерено пересмотреть деятельность этих подразделений. В первую очередь требуются исправление перекосов в организационно-штатной структуре, обеспечение оборудованием и техникой, некоторое совершенство системы подготовки кадров.

С учетом вышесказанного, сегодня необходимо работать с научно-исследовательскими институтами по противодействию новым видам угроз, с зарубежными партнерами – специалистами в области РХБ защиты, пересмотреть систему подготовки кадров войск РХБ защиты. Подразделения и части РХБЗ укрупнить, чтобы некомплект нескольких человек не смог повлиять на боеспособность подразделения. Ввиду большой территории нашей республики необходимо иметь подразделения РХБЗ во всех уголках страны для немедленного реагирования.

Также нужно провести техническое перевооружение на новые современные образцы вооружения и средств РХБ защиты. По специальной обработке следует перейти 
к бесконтактному методу обезвреживания, как в странах НАТО, когда специалист РХБЗ не соприкасается с зараженной техникой и оборудованием. АРС-14KZ использовать только как вспомогательные машины ввиду устаревшей технологии.

Надо снова возрождать подразделения аэрозольного противодействия (дымовые), которые были сокращены, пусть даже в кадрированном состоянии. Эта техника двойного назначения и может быть применена для дезинсекции.

Приборы РХБ разведки, конечно, требуют замены на новые современные образцы.

Что касается актуального на сегодня вопроса биологической разведки, считаю, нужно оснастить войска тест-системами, а в подразделениях РХБ защиты должны быть специализированные машины биологической разведки. Современные приборы позволяют в короткие сроки определить тип возбудителя, без перевозки на большие расстояния и передачи в медицинские подразделения.

И, конечно же, нужна работа с предприятиями Казахстана по производству противогазов для военного и гражданского сектора и пошив фильтрующей защитной одежды РХБЗ. Главное, чтобы руководство страны понимало важность поддержки войск РХБЗ и выделяло соответствующее финансирование.

– Скажите, пожалуйста, что мы получим в результате проведенных реформ?

– Во-первых, будем иметь подразделения двойного назначения, которые могут выполнять стоящие задачи по обеспечению РХБ безопасности.

Во-вторых, подразделения РХБЗ надо широко применять не только внутри страны, но и оказывать помощь другим странам, что очень сильно повлияет на повышение профессионализма специалистов РХБЗ и престижа ВС РК.

Беспрестанно получая и учитывая международный опыт, мы будем в готовности реагировать на любые вызовы современного мира по радиационной, химической и биологической безопасности в Казахстане.