Обеспечение РХБ безопасности при проведении массовых мероприятий

Обеспечение РХБ безопасности при проведении массовых мероприятий и в местах с большим скоплением людей

Обеспечение РХБ безопасности при проведении массовых мероприятий и в местах с большим скоплением людей
9.09.2017
2 505

Обеспечение РХБ безопасности при проведении массовых мероприятий и в местах с большим скоплением людей

В конце XX века понятия «терроризм» и «катастрофа» как никогда близ­ко сошлись. Особую тревогу вызывает сравнительно новый вид терроризма с применением химических отравляющих веществ, биологических средств и ра­диоактивных веществ (ОМП-терроризм).

Радиационный терроризм (далее РТ) – совокупность намерений или действий отдельных лиц либо групп лиц по созданию, приобретению, применению (угрозе применения) радиоактивных веществ, по разрушению (угрозе разрушения) ядерных энергетических объектов для оказания глубокого психологического воздействия на население, достижения декларируемых этими лицами политических, социальных, экономических и иных целей.

Основные формы возможного проявления ядерного (радиационного терроризма):

  1. проведение диверсий на ядерных объектах;
  2. использование расщепляющих материалов;
  3. подрыв ядерного боеприпаса.

Формы распыления радиоактивных веществ:

  1. Преднамеренные разрушения АЭС;
  2. Использование «грязных» бомб;
  3. Затопление РВ в питьевых водоемах;
  4. распространение радиоактивных веществ через системы вентиляции объектов.

Наиболее вероятными целями РТ могут быть:

  • административные, деловые, финансовые, информационные и телекоммуникационные центры;
  • подземные транспортные коммуникации (метро);
  • продовольственные склады и базы;
  • источники водоснабжения.

Химический терроризм – совокупность намерений или действий отдельных лиц либо групп лиц по синтезу, приобретению, применению (угрозе применения) токсичных химических веществ, по разрушению (угрозе разрушения) опасных химических объектов для достижения декларируемых этими лицами политических, социальных, экономических и иных целей.

Вероятность направления химического терроризма:

  • разрушение емкостей с отравляющими веществами на объектах хранения химического оружия;
  • диверсионный подрыв ЖД транспорта, перевозящего опасные хим.вещества;
  • заражение источников водоснабжения;
  • разрушение емкостей с токсичными веществами на химически опасных промышленных объектах;
  • применение токсичных химикатов для поражения людей в местах массового скопления.

Отдельные инциденты с применением химических отравляющих веществ, а также угрозы использования отравляющих веществ и биологических агентов уже имели место:

в начале 70-х годов прошлого века проарабские террористические груп­пировки планировали применить отравляющие вещества в Европе против аме­риканских посольств и складов хранения ядерного оружия;

в 1972 году в США была пресечена попытка националистической группы «Минитмены» с помощью синильной кислоты заразить систему кондицио­нирования воздуха в здании ООН в Нью-Йорке;

в 1972 году в США при аресте фашистской группы «Орден восходящего солнца» было изъято более 30 килограммов культуры возбудителя брюшно­го тифа, которую планировалось использовать для заражения системы водо­снабжения города Чикаго и других городов США;

в середине 70-х годов XX века антикастровские группировки в США получали от чилийской спецслужбы DINA зарин для использования его против своих противников;

в 1978 году палестинские террористические группировки организовали заражение ртутью партий апельсинов, поставляемых из Израиля в страны Европы. Заражение сельскохозяйственной продукции с целью нанесения эконо­мического ущерба фирмам или государству имели место на Филиппинах и Цейлоне. С угрозами террористов и вымогателей заразить химическими веще­ствами или биологическими агентами сельскохозяйственную продукцию или источники водоснабжения сталкивались в последние годы правительства Вели­кобритании, Германии, Австралии и Кипра;

в 1988 году был отмечен случай заражения цианидами партий винограда, поставленного в Европу из Чили;

в 1991 году американские неонацисты пытались применить синильную кислоту в синагоге;

в 1995 году чилийская правоэкстремистская группировка угрожала применением зарина в метро города Сантьяго, если не будет выпущен на свободу генерал Контрерас.

По данным газеты «Комсомольская правда» от 15.10.1999 года, известен случай, когда в 1995 году диверсанты из таджикской оппозиции, закачав в арбузы и персики мочу больных желтухой, отравили в Курган-Тюбе почти весь личный состав одного из ракетных дивизионов 201-й миротворческой дивизии.

Применить отравляющие вещества против федеральных властей России угрожал в 1997 году известный чеченский террорист Салман Радуев.

Известно, что в новой программе подготовки террористических групп «Мировой фронт джихада» (МФД) существует раздел по работе с токсичными веществами и газами типа зарин. Террористов обучают приемам изготовления сильных отравляющих веществ на основе химических препаратов, которые имеются в свободной продаже. По оценкам командования вооруженных сил США, дислоцированных в Европе, подпольные структуры МФД в ряде евро­пейских стран могут располагать портативными, легко камуфлируемыми взрывными устройствами, в том числе химическими отравляющими вещества­ми.

Однако наиболее крупномасштабные теракты с применением отравляю­щих веществ были осуществлены членами религиозной секты «Аумсинрикё» в Японии. В городе Маттцумото 27 июня 1994 года в результате применения от­равляющего вещества зарин 7 человек погибли, 600 человек получили пораже­ния различной степени тяжести. Третьего марта 1995 года неизвестным веще­ством были отравлены несколько пассажиров электропоезда в городе Иокогама, что, по мнению экспертов, явилось репетицией последующей крупномасштаб­ной акции в токийском метро.

20 июня 1995 года террористы из секты «Аум синрикё» практически од­новременно, в 8 часов утра, на 5 линиях токийского метро применили отрав­ляющее вещество зарин. В результате хорошо спланированного и исполненного террористического акта было заражено 16 подземных станций метро. Смер­тельное поражение получили 12 человек и около 6 тысяч человек — отравления разной степени тяжести.

По данным Канадского центра стратегического анализа, наиболее рас­пространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения терактов являются:

  • токсичные гербициды и инсектициды;
  • ядовитые сильнодействующие вещества: хлор, фосген, синильная ки­слота и другие;
  • отравляющие вещества: зарин, зоман, Ви-икс, иприт, люизит;
  • психогенные и наркотические вещества;
  • возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и других;
  • природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин, нейротоксины.

Объектами применения химического и биологического оружия с помо­щью террористических актов могут быть крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодо­рожные вокзалы, офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, выставочные павильоны, а также системы водо­снабжения больших городов, партии продуктов питания и напитков.

Особую опасность представляет применение быстродействующих отрав­ляющих веществ в замкнутом объеме помещений с приточно-вытяжной венти­ляцией. Большие скорости распространения воздушных потоков с отравляю­щими веществами в местах скопления больших масс людей могут привести к колоссальному числу жертв.

В зависимости от степени угрозы обществу и масштаба поражения различают четыре способа применения химических средств в террористических целях.

Первый способ предполагает направленное и скрытное использование ядовитых веществ для устранения политических деятелей и дезорганизации деятельности возглавляемых ими структур управления. В последние годы в этих целях все чаще стали использоваться так называемые токсины – ядовитые вещества белкового строения, продуцируемые микроорганизмами, некоторыми видами животных и растений.

Второго февраля 2004 г. в конверте на имя лидера республиканцев в сенате США Билла Фриста был обнаружен один из самых сильнодействующих токсинов – рицин. «Химическая атака на Капитолий» хотя и была отражена спецслужбами, тем не менее, повергла всю Америку в шок, показав практически неограниченные возможности современного использования сильнейших природных и синтетических ядов в террористических целях.

Второй способ подразумевает преднамеренное применение в местах массового скопления людей химических агентов с использованием взрывных, распыляющих или иных генерирующих устройств. Реализация этого способа на практике представляет особую угрозу при распылении химических агентов в метро или других закрытых помещениях (развлекательных центрах, супермаркетах, офисах и пр.).

Впервые эта угроза проявилась в 1994÷1995 гг., когда члены религиозной секты Аум Сенрике провели три химические атаки в метро трех японских городов – Мицумото, Иокогама и Токио. Интересно, что в качестве террористического средства был избран не тривиальный химический агент, а зарин – боевое отравляющее вещество, много лет состоявшее на табельном вооружении армий некоторых стран. В итоге 19 человек погибли и свыше 4 тысяч человек получили отравления различной степени тяжести.

Третий способ, обеспечивающий более масштабное поражение населения, а также экономической инфраструктуры и природы, связан с осуществлением терактов (диверсий), направленных на разрушение химических и нефтеперерабатывающих заводов, нефтехранилищ, хранилищ химикатов и арсеналов химического оружия, нефте- и газопроводов, а также таких уязвимых источников природных ресурсов как нефтяные и газовые скважины, угольные шахты и рудники, подземные нефтяные линзы и т.п.

Поджог 789 нефтяных скважин, совершенный в 1991 г. иракскими войсками в ходе войны в Персидском заливе, привел не только к нарушению экологического равновесия в регионе, но и к подрыву до этого процветавшей экономики Кувейта. По самым скромным подсчетам ущерб экономике этой страны составил более 50 млрд. долларов.

Даже несвязанные с исполнением террористических актов крупнейшие техногенные аварии конца 2005 г. – авария на химическом заводе в китайской провинции Цзилинь (приведшая к значительному заражению бассейна реки Амур) и взрыв расположенного недалеко от Лондона нефтяного терминала «Бансфилд» – со всей очевидностью выявили большую вероятность и огромную опасность терактов на стратегических объектах нефтяной и химической промышленности.

Четвертый способ, получивший печальную известность в истории войн как «химическая (экологическая) война» и приводящий к гуманитарной и экологической катастрофам, заключается в применении в военных целях специально разработанного для поражения природы и человека химического (экологического) оружия.

Такой войной, по существу, стала Вторая Индокитайская война (1962÷1975 гг.), в ходе которой в результате тотального применения американскими войсками боевых фитотоксических рецептур, обогащенных высокотоксичным диоксином, был нанесен непоправимый ущерб населению и природе Индокитая, особенно на юге Вьетнама. Всего от диоксинсодержащих рецептур пострадало не менее 2.5 миллионов жителей полуострова: повысился уровень смертности населения, отмечен активный рост онкологических и других заболеваний, резко увеличилось количество новорожденных детей с генетическими пороками развития и тяжелыми наследственными аномалиями. Трагические последствия этой войны проявляются до сих пор и будут проявляться даже через многие десятилетия после ее окончания.

Следует отметить, что важнейшим компонентом поражающего фактора высокотоксичных химических средств является мощный психологический эффект, парализующий волю человека или сеющий панику и хаос. Поэтому непредумышленные техногенные аварии и даже случайное, незначительное по масштабу применение легальных химических средств реально представляют огромную опасность.

В 1984 г. взрыв реактора (в котором проходил синтез метилизоцианата) на заводе американской химической кампании «Union Carbide» в Бхопале (Индия) произвел обескураживающий эффект на обслуживающий персонал и местное население, действия которых в первые часы после взрыва были фактически парализованы. Это привело к гибели около 3000 человек и тяжелым отравлениям более 50 тысяч человек.

Не менее поразительный случай произошел в феврале 2003 г.: в результате паники и давки, возникших после распыления баллончика со слезоточивым газом в чикагском ночном клубе «Epitome», погиб 21 человек.

По мнению международных экспертов в ближайшем будущем угроза использования радиоактивных, химических и биологических веществ в террористических целях будет неуклонно возрастать. В первую очередь это связывают с углубляющимся в процессе глобализации мировой экономики расколом международного сообщества на богатые и бедные страны, либерализацией торговли и экспортного контроля, отсутствием эффективных механизмов контроля за распространением компонентов оружия массового поражения, доступностью данных о новейших разработках в области традиционных и нетрадиционных видов вооружения (особенно с помощью глобальной сети Интернет), высокими уровнями финансирования, технической оснащенности и интеллекта разработчиков этих средств, усиливающимся сплочением и интернационализацией террористических групп и преступных организаций.

Население практически не защищено от террористических актов с применением ОХВ (ОВ). Средств для быстрой идентификации агента недостаточно. Применение веществ выполняется скрытно, может приводить к быстрым массовым людским потерям, что одновременно оказывает крайне тяжелое психическое воздействие и сопровождается возникновением паники, приводящей к дезорганизации работы спасслужб и правоохранительных органов. Имеющаяся нормативно-методическая документация по работе в условиях техногенных аварий не может в полной мере удовлетворить требования, необходимые для выполнения медико-санитарных мероприятий при терактах с использованием высокотоксичных веществ.

Анализ имевших место акций химического и биологического терроризма показывает следующее: там, где необходимо достичь токсоэффекта в короткий отрезок времени (минуты), там преимущественно будут использоваться токсические вещества в комплексе с взрывными устройствами или без них, а там, где по расчетам террористов целесообразно иметь длительный скрытый характер воздействия, там будут применяться биологические средства.

Обеспечение радиационной  безопасности

В период подготовки к обеспечению радиационной безопасности крупных массовых мероприятий необходимо подробно расписать все задачи и по ним разработать план с закреплением ответственных исполнителей из органов исполнительной власти.

Ответственные исполнители должны подробно проработать каждый вопрос и согласовать порядок взаимодействия с другими органами исполнительной власти, задействованными в обеспечении радиационной безопасности. Комплекс мероприятий по обеспечению радиационной безопасности должен включать:

  1. Обеспечение соответствия санитарным правилам по радиационному фактору всех объектов, задействованных в мероприятиях.
  2. Обеспечение радиационной безопасности и сохранности источников ионизирующего излучения на радиационных объектах региона.
  3. Обеспечение радиационной безопасности и сохранности источников ионизирующего излучения при их транспортировании, или запрет на транспортирование ИИИ и РВ накануне (за 7 дней до начала мероприятий) и в период проведения масштабных массовых мероприятий.

Запрос информации от организаций, работающих с источниками ионизирующего излучения, о завозе на территорию источников ионизирующего излучения как в период подготовки, так и при проведении мероприятия, и обеспечение жесткого контроля за соблюдением маршрутов и сроков перевозок, а также выполнением требований радиационной безопасности при их транспортировке.

  1. Организацию радиационного контроля всего автотранспорта, грузов, пассажиров и их багажа, прибывающих автомобильным, железнодорожным, авиационным, морским транспортом в зону проведения масштабных массовых мероприятий.

Радиационный контроль должен начинаться примерно за 7 дней до начала массовых мероприятий и продолжаться в течение всего периода их проведения. Следует учитывать, что маршруты выхода пребывающих пассажиров, как правило, проложены вне залов вокзалов. Следовательно, все системы контроля, установленные в залах вокзалов, не затрагивают потоки прибывающих пассажиров.

  1. При размещении рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров и систем радиационного контроля необходимо исключать возможность их взаимного влияния. Проектирование и размещение должны осуществлять организации, имеющие специальные разрешения на данные виды работ (лицензии), с обязательным согласованием проектов размещения с органами саэпидемнадзора.
  2. Обязательное оформление в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) и санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам условий эксплуатации и хранение рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров и рентгеновских сканеров для персонального досмотра людей на всех объектах зоны проведения массовых мероприятий, включая объекты транспортной инфраструктуры.
  3. Обеспечение индивидуальным дозиметрическим контролем персонала группы А радиационных объектов, в том числе работающего на рентгеновских установках для досмотра багажа и товаров и рентгеновских сканерах для персонального досмотра людей.
  4. Разработку кратких инструкций для персонала, обслуживающего системы радиационного контроля, и проведение с ними занятий по действиям, в случае срабатывания систем радиационного контроля.
  5. Составление план-схемы размещения в зоне проведения масштабных массовых мероприятий существующих радиационных объектов и мест размещения планируемых радиационных объектов, а также постов радиационного контроля. Проработка вопросов возможного влияния радиационных объектов на эффективность работы систем радиационного контроля.
  6. Организацию постов (палаток) радиационного контроля на входе во все объекты, задействованные под массовые мероприятия, в том числе для проживания и питания.
  7. Организацию эффективной системы оперативного радиационного контроля всей поступающей пищевой продукции для участников массового мероприятия на предмет преднамеренного массивного загрязнения радионуклидами.
  8. Подготовку Плана (порядка) действий сил и средств органов исполнительной власти и организаций в случае возникновения в период проведения масштабных массовых мероприятий происшествий (чрезвычайных ситуаций) радиационного характера. В Плане действий необходимо четко прописать обязанности каждого органа исполнительной власти и организаций, заранее спланировать места эвакуации из очага заражения, силы и средства для дезактивации и массовой санитарной обработки загрязненных с последующей возможностью переодевания в чистую одежду.

Обеспечение химической  безопасности

При совершении теракта наиболее вероятно использование высокотоксичных опасных химических веществ, имеющих следующие особенности:

обладают наибольшим ингаляционным и кожно-резорбтивным или только ингаляционным токсическим действием;

не обладают скрытым периодом действия;

способны создавать максимальные поражающие концентрации в условиях применения;

сравнительно легко изготавливаются в производственных и лабораторных условиях или приобретаются под видом использования для бытовых нужд;

не требуют специальных условий при хранении, могут скрытно доставляться к месту совершения теракта различными видами транспорта и незаметно переводится в боевое агрегатное состояние. Возможными способами применения опасных химических веществ на месте проведения теракта могут быть механическое распыление, распыление взрывом и вылив.

Наиболее вероятными местами их применения могут быть крупные здания учебного, торгового, культурно-зрелищного, спортивного предназначения, станции метрополитена, вокзалы, аэропорты и другие закрытые и открытые помещения с большим количеством находящихся в них людей. Для обнаружения наличия и типа опасных химических веществ на месте применения их террористами проводится химическая разведка.

Личный состав сил КЧС, органов охраны правопорядка и обслуживающий персонал, участвующий в ликвидации ЧС, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Конкретный выбор их зависит от характера решаемых задач, удаления от источника заражения, прогнозируемой химической обстановки, возможных концентраций опасных химических веществ и их агрегатного состояния.

Ликвидация последствий применения террористами опасных химических веществ представляет собой комплекс специальных мероприятий, осуществляемых в целях максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и прекращения действия источника ЧС. Перечень их аналогичен тем, которые выполняются при аварии на химически опасном объекте. Однако необходимо иметь в виду, что возможно применение террористами опасных химических веществ в местах массового скопления людей.

Порядок работы при ликвидации последствий:

  • оценка обстановки в зоне теракта и принятие решения о привлекаемых силах;
  • организация взаимодействия с оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией;
  • оповещение населения (пассажиров, зрителей, участников различных мероприятий) о наличии в воздухе опасных химических веществ и порядке действий при эвакуации;
  • проведение химической разведки и контроля в целях определения группы и идентификации примененных террористами опасных химических веществ;
  • проведение эвакомероприятий, включая эвакуацию пострадавших;
  • встреча прибывающих подразделений привлекаемых сил, уточнение стоящих перед ними задач.

При совершении терактов с захватом заложников в закрытых помещениях для их освобождения и обезвреживания террористов могут применяться специальные вещества, обладающие наркотическим действием. После контакта с ними через вдыхаемый воздух в течение нескольких минут наступает нокаутирующий эффект, который вызывает временное физическое бессилие и обездвиживание. Подразделения спецназа пользуются этим моментом для захвата террористов, а спасатели, совместно с медперсоналом, обеспечивают своевременное использование антидотов, с помощью которых выводят заложников из наркотического состояния и при необходимости эвакуируют их в медучреждения.

При эвакуации пострадавших должна быть исключена возможность остановки дыхания, для чего их ни в коем случае нельзя класть на спину. Искусственную вентиляцию легких при необходимости целесообразно проводить с помощью технических средств.

Обеспечение биологической  безопасности

Из всего разнообразия патогенных микроорганизмов, существующих в природе, в качестве потенциальных биологических агентов практически могут быть использованы при терактах только несколько десятков биологических видов, известных специалистам.

Биологический терроризм может быть осуществлен в форме угрозы применения биологических поражающих агентов (БПА), либо в форме непосредственного заражения окружающей среды возбудителями инфекционных болезней и токсинами. При этом действия террористов могут быть демонстративными или скрытными. При совершении теракта в зависимости от поставленных целей вероятно использование возбудителей инфекционных болезней с коротким или длительным инкубационным периодом, устойчивых к неблагоприятным факторам окружающей среды, обладающих универсальными механизмами распространения и путями проникновения в организм. Заражение местности и водоемов возможно при распространении культур микроорганизмов путем их рассыпания или разлива. Заражение воздуха путем диспергирования биологических рецептур в закрытых помещениях и на открытых площадках будет направлено на ингаляционное поражение людей. Заражение пищевых продуктов БПА возможно на объектах пищевой и молочной промышленности, объектах общественного питания, на складах готовой продукции и в организациях по реализации.

В качестве типовых объектов проведения террористических актов наиболее вероятны места массового скопления людей в закрытых помещениях (на станциях и в вагонах метрополитена, салонах автобусов, трамваев, поездов, самолетов, в зданиях спортивного, торгового, развлекательного и лечебно-профилактического назначения) и на открытом пространстве (на стадионах, рынках, площадях, в парках отдыха и т. д.) Установление типа примененного БПА осуществляется лабораторными методами экспресс- анализа в специализированных медицинских учреждениях, предназначенных для решения такого рода задач. Доставка проб осуществляется личным составом подвижных комплексов радиационной, химической и биологической разведки и должна проходить в условиях, исключающих возможность рассеивания материалов отобранных проб. После доставки транспорт обеззараживается на специальной площадке, а личный состав проходит полную санитарную обработку.

Однако необходимо иметь в виду, что применение террористами биологических поражающих агентов возможно в местах массового скопления людей, на предприятиях пищевой и мясомолочной промышленности.

Выводы:

  1. В каждом областном центре, городах республиканского значения требуется иметь специализированное подразделение, предназначенное для работы в условиях применения радиоактивных, химических и биологических веществ, с подготовленным персоналом и оснащенного современными приборами и оборудование, роботизированной и специальной техникой.

Справочно: Первоочередной задачей отряда является установление факта применения радиоактивных, химических и биологических средств, что служит основой для принятия решения по оказанию помощи пострадавшим, прогноза распространения и выводу из очага поражения, ликвидации последствий.

  1. Личный состав Министерства внутренних дел, обеспечивающих оцепление места происшествия, также должен быть оснащен приборами РХБ разведки, фильтрующими костюмами и метеокомплектами с целью обеспечения безопасности.

Справочно: Радиоактивные и отравляющие вещества, биологические агенты распространяются и могут менять направление из-за местных ветров, вследствие влияния высоких зданий, пожаров и других факторов.

  1. Медицинская помощь пострадавшим оказывается после сортировки и проведения санитарной обработки,  обеспечения временной одеждой и направлением в специализированные медицинские учреждения.

Справочно: по опыту оказания медицинской помощи в Токио (1996 г.) медицинский персонал получил поражение при транспортировке и оказании первой медицинской помощи пораженным из-за десорбции паров зарина из одежды пораженных.

Стоит помнить что вследствие высокой летучести, возможности проникновения через кожу человека и в малых дозах отравляющие вещества могут убить человека.

  1. Немедленное проведение информационно-разъяснительной работы с целью недопущения паники среди населения, минимизации морального, социального и психологического ущерба, ограничения доступа к месту происшествия с целью избежания вторичного заражения, мародерства и уничтожения улик.